Новости
Публикации в СМИ
Путь к глубинам уважения / Коммуна
На воронежских вагонах работает вся калийная горная промышленность страны
Начало сентября для воронежского завода «Рудгормаш» ознаменовалось радостным событием: выпущен трехтысячный шахтный самоходный вагон 5ВС-15М, который применяется при добыче полезных ископаемых в шахтах. Торжество, посвящённое выпуску юбилейной машины, прошло в сборочном цехе завода. Работников поздравили президент компании «Рудгормаш» Анатолий Чекменёв и главный конструктор транспортного оборудования Владимир Литвинов. В знак будущих успехов и побед о борт вагона по традиции была разбита бутылка шампанского.
- Сегодня наше предприятие производит и продает три модели вагонов для работы в шахтах, - говорит директор по продажам «Рудгормаш» Вячеслав Зенин. – Продукция эта востребована. Например, в прошлом году выпуск вагонов на предприятии вырос на 75 процентов. Причем, когда в стране проектируются новые горнопромышленные предприятия по подземной добыче руд, то делается это сразу с учетом того, что добыча будет производиться на воронежском оборудовании. В этом огромная заслуга наших конструкторов транспортного оборудования и лично главного конструктора Владимира Литвинова. Через его руки, голову и сердце прошла каждая модель, каждый винтик вагонов.
Руководители завода «Рудгормаш» на торжестве в честь выпуска юбилейного вагона.
Производство транспортного оборудования для рудников и шахт на «Рудгормаше» началось в 60-е годы прошлого столетия. Тогда правительством страны была поставлена задача - создать свою горнопромышленную отрасль. До этого времени все оборудование для добычи полезных ископаемых закупалось за рубежом.
Воронежцам выпала честь создать и освоить серийное производство отечественных шахтных самоходных вагонов, которые должны были заменить импортную технику. И – заменили!
О том, как все начиналось, «Коммуна» попросила рассказать главного конструктора транспортного оборудования завода «Рудгормаш» Владимира Литвинова, который является родоначальником всей ветви производства шахтного транспортного оборудования российской промышленности.
- Мне очень повезло в жизни. Так уж получилось, что мне, молодому тогда конструктору, выпала эта трудная, но одновременно и почетная задача – участвовать в создании новой отрасли отечественного машиностроения. Помните, в далекие советские времена был лозунг «Электрификация всей страны»? Так вот, в начале 60-х годов к нему добавили «Плюс химизация народного хозяйства». А химизация начинается с горной промышленности, ведь химическое сырье надо добывать. Поэтому тогда же советским правительством была поставлена задача - создать свою горнопромышленную отрасль.
В Москве собрали представителей двадцати двух машиностроительных заводов со всей страны, объединили их в один Главк, которому поручили создавать отрасль и распределили обязанности. Нам выпало создать и освоить серийное производство отечественных самоходных вагонов для шахт.
Это была сверхсложная задача, поскольку в то время в стране не было основных отечественных комплектующих: двигателей, шин, электрооборудования, гидрооборудования и так далее. Не было и опыта создания подобной техники. Но мы совместно с карагандинским институтом «Гипроуглегормаш» начали работать. Спустя всего несколько лет наше предприятие занималось уже и конструкторскими разработками, и производством, и внедрением техники на местах – добывающих предприятиях всего Советского Союза. Было трудно не только конструировать и производить технику, но и переломить сознание шахтеров, которые успели привыкнуть работать на американских машинах.
- Однажды поставили мы партию вагонов в Белоруссию, - продолжает Владимир Литвинов. - Я приехал с заводской бригадой наладчиков собирать и запускать нашу технику. А тут одна бригада наотрез отказывается на воронежском оборудовании работать. Главный инженер мне сообщает, дескать, ничего не знаю, люди не хотят на ваших вагонах трудиться. Что делать? Я и говорю: «Давайте мне эту бригаду, я им покажу, что на воронежских вагонах можно план выполнять».
Первый отечественный самоходный вагон в шахте.
Юбилейный рудгормашевский шахтный вагон.
Мы вместе с нашими наладчиками и рабочими этой бригады ударно поработали, и план даже перевыполнили. После чего люди согласились с тем, что наша техника вполне надежна и работоспособна. Уже к 1970 году выпуск «Рудгормашем» самоходных вагонов 5ВС-15М дал возможность калийным комбинатам всего СССР отказаться от закупок аналогичного оборудования в США. Кстати, и сегодня вся калийная горная промышленность бывшего СССР работает на наших вагонах.
Первое время, пока налаживали выпуск вагонов, Литвинов с ребятами-цеховиками из командировок не вылезали, буквально жили в шахтах. Сами проводили испытания, сами ремонтировали, сами работали на своей технике и других учили с ней обращаться.
- У меня около четырехсот спусков в шахту, - говорит Владимир Литвинов. – Разумеется, это не полет в космос, но для меня кое-что значит. Существует такая шахтерская притча: «Тот, кто поднимается в космос, - это высокоуважаемые люди, а тот, кто спускается в шахту, - это глубокоуважаемые «. Горжусь, что принадлежу к клану «глубокоуважаемых». Горжусь и своим заводом, своим конструкторским коллективом.
Огромное спасибо всем, кто сегодня связан непосредственно с производством вагонов в цехах нашего завода. Отдельные слова благодарности нашему президенту компании – Анатолию Николаевичу Чекменеву. Он сам на заводе почти сорок лет, прошел весь путь – от ученика токаря до руководителя завода. Поэтому Чекменев прекрасно разбирается в производстве. Я сам тружусь на «Рудгормаше» уже более 50 лет и могу сказать: на нашем заводе никогда не было такого первого руководителя, который бы настолько понимал наши нужды, заботился о сотрудниках, создавал условия для эффективной работы. Приходите к нам в конструкторское бюро и сами увидите, в каких условиях работают специалисты – светлые залы, прекрасное освещение, кондиционеры, пластиковые окна, мощные компьютеры, профессиональные конструкторские программы… Поэтому и молодежь к нам идет. При таком отношении и поддержке руководства работать легко. И результат этой работы налицо – «Рудгормаш» создает новые конкурентоспособные машины, которые востребованы и в России, и за рубежом.
Источник: газета «Коммуна» №135 (25963), 13.09.2012г.