Новости
Публикации в СМИ
Анатолий Чекменев: « Кризис – это время собранности и действия!»
Экономические и геополитические реалии уходящего года – объявленные Евросоюзом и США антироссийские санкции, курсовая волатильность иностранных и отечественной валют, отзыв Центробанком лицензий у ряда кредитно-финансовых институтов не могли не повлиять на работу отечественных машиностроителей. Какие «точки опоры» нашла в таких условиях компания «Рудгормаш» и какие векторы развития наметила на следующий год – рассказывает ее президент, действительный член Академии горных наук Анатолий Чекменев.
- Многие эксперты сходятся во мнении, что санкции и падение курса рубля на руку отечественным товаропроизводителям. Ощутил ли это «Рудгормаш» на собственной практике?
- В целом введенные против нашей страны экономические санкции дают отечественным машиностроителям шанс более прочного позиционирования на внутреннем и хороший конкурентный задел на внешнем рынке. Если говорить конкретно о «Рудгормаше», то, как вы понимаете, в данной ситуации есть плюсы и минусы.
Основные наши конкуренты, которые еще недавно присутствовали на российском рынке, это американские, шведские, финские, украинские производители. То есть те, кто сейчас оказался по ту сторону «баррикад», а с введением санкций и повышении курса иностранных валют цены на их оборудование резко подскочили. И мы почувствовали существенный интерес горняков к нашей продукции.
Но кризис внес свои коррективы: часть спроса на горнодобывающее и обогатительное оборудование оказался отложенным, все компании сейчас поджимаются, ограничивают закупку новой техники. Мы по-своему, конечно, реагируем на это, больше внимания уделяем производству запасных частей, потому что, как правило, в такие периоды производители меньше закупают новые машины, но не запчасти. На этом мы неплохо зарабатываем, и, думаю, в ближайшем будущем этот тренд будет развиваться динамичнее, чем покупка новой техники.
Честно говоря, после очень сложного для нашей компании 2013 года была надежда, что в 2014-м будет полегче, благодаря заделам под потенциальные точки роста: выпуску облегченного бурового станка, отвечающего потребностям угольщиков и золотодобытчиков, инновационной продукции - двухбарабанного магнитного сепаратора и керамического фильтра.
Конечно в этом году, мы более уверенно стали чувствовать себя на внутреннем рынке. Выиграли тендеры в некоторых крупных добывающих компаний, ориентированных прежде на импорт. В частности, поставили в ГК«Металинвест» три буровых станка, столько же отправили на «Карельский окатыш» - предприятие «Северстали», где раньше тоже предпочитали поставки зарубежной техники.
Мы работаем в рублевой зоне, поэтому повышение курса доллара и евро это наш плюс: в соотношении цена-качество мы в предпочтительном положении. Хотя есть в падении курса рубля одновременно и минус для нас: мы используем для производства своих машин ряд зарубежных комплектующих изделий. И есть угроза, что страны Евросоюза могут признать эту номенклатуру изделий продукцией двойного применения. Поэтому нужно искать аналоги таких комплектующих на рынках России и Беларуси. Если замещения по этим позициям нет, тогда найти в России партнера, который бы изготовил их под наши техзадания.
Год мы закончим, думаю, с объемом реализации около 900 млн. руб. товарной продукции. На следующий год портфель заказов сформирован с учетом выпуска новой продукции 2,2 млрд. руб. Это реальные заказы, которые сегодня уже просматриваются четко.
- У китайцев кризис и начало перемен обозначается одним иероглифом. Какую бы характеристику вы дали этому периоду для реального сектора экономики?
- Безусловно, кризис это не время для расслабления, это период собранности и действия. Трудности всегда заставляют искать более эффективные пути выживания.
2014 год стал для нас не только сложным, но и весьма знаковым, потому что мы начали решать ряд стратегических проблем. Что, кстати сказать, должно во многом трансформировать наше производство в будущем.
В частности, было принято решение о реорганизации цеха по выпуску пневмогидроциллиндров. Мы решили передать этот процесс на аутсорсинг, чтобы высвободившиеся ресурсы перенаправить на другое направление. Для этого уже нашли партнера в Калуге. Первые опытные партии уже поставлены, качество продукции нас вполне удовлетворяет. С января 2015 года все объемы по гидравлике будем полностью отдавать на аутсорсинг.
На освободившихся площадях создаем современное производство редукторов. В первую очередь тех, которые используются для нашего оборудования, но, естественно, и для сторонних заказчиков.
За рубежом немало производителей такой продукции, а в России всего одно, хотя потребительский рынок достаточно емкий. Поэтому мы хотим сконцентрировать свои усилия именно в этом сегменте рынка.
Еще одно перспективное направление – производство керамического вакуумного фильтра. Это высокотехнологичное оборудование, безусловно, «дитя» XXI века. Активные промышленные испытания проходили в текущем году на Лебединском ГОКе и показали прекрасные результаты. Их оценили по достоинству не только сами испытатели: два фильтра нам заказали золотодобывающие компании и еще один - «Апатиты». Лучшая аттестация со стороны испытателей – намерение заказчика на следующий год закупить у нас шесть таких фильтров в первом полугодии и еще четыре – во втором.
Золотодобытчики тоже проявили желание закупить в следующем году у нас КДФ-30, есть заявка и от «Апатитов» на КДФ. Словом, большой прорыв в 2015 году ожидается по керамическим фильтрам. Это будет уже серийное производство этого инновационного оборудования.
Появилась перспектива войти и в нишу поставок буровых станков для угледобытчиков. В текущем году мы согласовали с угольщиками конструкцию станка 160/230, который в первой половине следующего года должны поставить на угольные предприятия. Если заказчики останутся довольны результатами, перед нами откроется доступ в нишу с обширным потребительским спросом – угольный бассейн нашей страны, Казахстана, а может быть и Украины.
Кроме того, у нас недавно была представительная делегация из крупной горнодобывающей компании, смотрели , в том числе наши грохота и просили освоить выпуск более крупных модификаций этого оборудования. Думаю, мы сможем их производить. Там достаточно солидные заказы, и самое время их перехватить. Сейчас такая ситуация, что нужно интенсивно мозгами работать 25 часов в сутки, чтобы всем понятно стало, что и мы можем делать технику не хуже, чем западные производители .
Планируем вложиться в оборудование, установка которого позволит нам выйти на еще более высокий уровень технологий, качества, расширить номенклатуру изделий.
Одним из шагов в этом направлении стало создание предприятия по производству ветрогенераторов. Это продукция высокотехнологичная и сулит предприятию немалую прибыль в перспективе. Производство идет полным ходом, первые образцы должны быть изготовлены в конце текущего - начале следующего года. Для России с ее энергетическими запасами эта тема не очень актуальна, поэтому все проработки по этой номенклатуре имеют чисто экспортную направленность: это Корея, Вьетнам, Мексика, Аргентина. Существование такого производства стратегически важно для нас. Диверсификация позволит повысить устойчивость бизнеса компании: сбалансированное сочетание в структуре заводской линейки продукции для внутреннего и внешнего рынков позволяет менее болезненно переживать кризисные времена. Емкость рынка альтернативного энергетического оборудования очень высокая. Одни вьетнамцы планируют у себя поставить порядка 160 ветрогенераторов. В Голландии переговоры ведем –120 таких изделий им нужно. Ветрогенераторы «Siemens» в основном выпускает, но наш, более эффективен. В начале следующего года должны сделать первых четыре ветрогенератора. Три будет поставлено во Вьетнам, а один наше областное правительство хочет испытать в регионе.
У нас машиностроительное предприятие с полным циклом производства. Мы можем делать практически все.
Еще одна точка роста – начатое активное сотрудничество с заводом трансформаторов «Simens» в Масловской промзоне. Мы делаем для них специальные трансформаторные баки. Объем рынка трансформаторов настолько велик, что условия такие: нам будут давать столько заказов, сколько позволят выполнить существующие мощности «Рудгормаша». Сейчас трансформаторные баки «Siemens» закупает в Турции, имея большие издержки по транспорту. Теперь компания намерена переориентироваться на наши поставки. Поэтому мы отдаем приоритет этому многообещающему сотрудничеству, приобретая стратегического партнера, известного во всем мире.
В декабре первые два бака отгружаем. Мы показали, что можем делать вовремя и качественно - приемка прошла без претензий. Я считаю проект очень перспективный, потому что это гарантированный сбыт, цикл изготовления такой продукции гораздо меньше, а прибыль хорошая. Если за три месяца мы изготавливаем буровой станок, а тут за месяц-полтора за такой же объем прибыли.
– Не скрою, эта мера для производителей из разряда шоковых. Реально самый дешевый кредит будет стоить 20-22%. А эти проценты откуда взять? С одной стороны, декларируется господдержка предприятиям, которые занимаются импортозамещением, с другой – реально подрезают нам крылья.
– Раньше в структуре портфеля у вас было больше экспортной продукции, почему сейчас не так много?
– Сложно однозначно ответить. Там наши партнеры это предприятия-гиганты. И закупки, как правило, производятся комплексные. На карьер если техника обновляется, то сразу закупаются бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, буровые станки. То есть вся технологическая цепочка. Поэтому раньше были централизованные внешнеторговые организации, которые объединяли несколько заводов и комплексно предлагали их продукцию. Это было удобно. А в одиночку пробиваться сложно. Теперь мы пошли по другому пути. Наприме, наше взаимодействие с индийскими партнерами будет заключаться в создании там совместного предприятия по выпуску буровых станков, иначе мы потеряем этот рынок. В первое время будем поставлять туда узлы, комплектующие, потом может быть долю местного производителя увеличивать. Это позволит рассчитывать на преференции, которые дает правительство за то, что создаются дополнительные рабочие места. Такое СП сыграет роль и международной рекламы нашего предприятия. Когда на международный рынок выходит компания интернациональная, с хорошим товаром, это одна из самых лучших реклам. Фактически мы уже заключили договор.
- Какой экономический эффект ожидаете от новых производств и реструктуризации?
- При нынешней ситуации в мире тяжело что-то прогнозировать, но, думаю, реально к концу следующего года выйти на объемы в нынешних ценах 2,5 миллиарда рублей, а через год – 3-3,5 миллиарда. С учетом того, что мы отдаем на аутсорсинг часть деталей и покупаем новое, высокопроизводительное оборудование, выработка на одного работающего вырастет где-то в 3,5 раза.
У каждого кризиса есть свои плюсы и свои минусы, надо только уметь ими воспользоваться.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2640316